китайская живопись у-син

Продолжим наше знакомство с мировой культурой поступательно. Мы уже изучили древнейшие Египет, Месопотамию, Индию. Теперь познакомимся с не менее интересной цивилизацией Китая.

DSCF3392 DSCF3421

Выяснили, что Китаю не меньше семи тысяч лет, и что там очень строгие законы. Пришли к мнению, что Великая Китайская стена похожа на хребет спящего дракона. Порассуждали, зачем императору Цинь Шихуану понадобилась целая терракотовая армия (видимо, чтобы и в загробном мире быть таким же всесильным).

 DSCF4325 1 теория (13)

На переменке позанимались археологическими раскопками. Нам попались несколько китайских артефактов: денежки, драгоценные камни и колокольчик. А сколько ещё находок таит в себе песок…

раскопки (2) раскопки (3)

раскопки (4) раскопки (5)

Но больше всего нас, конечно, интересует изобразительное искусство. Ведь китайская живопись очень сильно повлияла на мировую культуру. И азиатский изобразительный подход кардинально отличается от европейского. Во-первых, в Китае не пользовались приёмами воздушной перспективы, передачей объёма, пространства. Во-вторых, там не использовали масляные краски. Там предпочитали чёрную тушь! Этим мы и займёмся.

   взрослые (3) DSCF3124

Чтобы лучше понять философию искусства Поднебесной, мы решили попрактиковаться в традиционной китайской живописи у-син. Для этого нам потребуется только чёрная тушь, мягкие небольшие кисти и простая писчая бумага (кстати, спасибо китайцем за её изобретение).

1 дереко бамбук (2) DSCF3440

Кроме того, нам пришлось заново учиться держать кисть. Китайцы делают её немного непривычно: нужно представить, что у вас в ладошке яблоко, а подушечками пальцев обхватить кисть. В общем, к концу занятия все привыкли.

как держать кисть (1)

В этой непростой (хотя на первый взгляд кажется иначе) живописи художники следуют не глазу, а сердцу и уму. То есть они стремятся передать суть предмета, а не только его форму. Для этого был разработан философский подход к рисованию. В у-син он сводится к тому (мы берём облегчённый вариант, разумеется), что каждое прикосновение кисти к бумаге отражает пять элементов мироздания. Это дерево, огонь, земля, металл и вода. Каждый элемент можно назвать мужским (янь) или женским (инь), а также ему присущи остальные качества.

 

Элемент ДЕРЕВО

1 дерево1 (7)  1 дереко бамбук (11)1 дерево1 (6)

Это мужской элемент, поэтому рисовать его нужно решительно, даже гневно. Рука движется от плеча, снизу вверх и на выдохе. Под деревом тут подразумевается бамбук, столь ценный в Китае. И он действительно выглядит очень мужественно, без жеманства. Рисуется бамбук по числу сочленений: проводим первый резкий штрих, поднимаем кисть, затем ставим в место отрыва, продолжаем вторую фалангу ствола и так далее вверх, немного изгибая его. Затем уже пририсовываем более мелкие веточки, растущие из сочленений дерева. А потом и листочки, которые рисуются элементом огонь…

1 дерево1 (9) 1 дереко бамбук (6)

1 дерево1 (8) как держать кисть (2)

 

Элемент ОГОНЬ

2 1огонь листья (4) 2 1огонь листья (5)

Огонь — это язычки пламени, которые живут долю секунды, поэтому огнём изображают всё мимолётное. Например, колыхающиеся листочки на деревьях или ускользающих рыбок. Это тоже мужской элемент, поэтому рисовать его нужно резко. Кисточка у нас на лету касается листа, при этом двигается только кисть руки. Это элемент должен начинаться и завершаться тонко, расширяясь к середине:

  2 1огонь листья (2)  2 1огонь листья (3)

1 дерево (5) как держать кисть (7)

 

Элемент ЗЕМЛЯ

3 1земля точки (1) 5 вода кручение (20)

Это срединный элемент, он находится в центре монады Инь-Янь, поэтому не относится ни к одной из сторон круга. Земля — это точки. Но не простые. Они наносятся так: кисть (как всегда, строго вертикально) вначале дотрагивается до бумаги кончиком, а затем уже полностью так, чтобы точка получилась в форме капельки. Из этого элемента очень удобно конструировать различные изображения:

3 1земля точки (2) DSCF3393

 

Элемент МЕТАЛЛ

4 1металл трава (14) 4 1металл трава (10)

Это уже женский элемент, поэтому ему присущие такие качества, как плавность, покорность, текучесть. Металлом принято рисовать изящные травинки. Можно вести линию металла, утолщая её к центру, а можно — наоборот, перегнуть травинку.

 4 металл трава (3) 4 1металл трава (7)

Металл нужно рисовать, двигая локтем как циркулем. При это спокойно дышать, быть расслабленным. Металл успокаивает, его невозможно нарисовать в не умиротворённом состоянии.

4 1металл трава (11) 4 1металл трава (12)

Он довольно трудно дался нашим мальчишкам, зато дерево у них получалось очень качественно. А у девчонок всё наоборот, что логично (:

4 1металл трава (8) 4 1металл трава (9)

4 1металл трава (15) 4 1металл трава (13)

 

Элемент ВОДА

5 вода кручение (24) 5 1вода кручение (22)

Наверное, европейским художникам никогда не приходило в голову, что кистью можно рисовать ещё и так. А китайцы практикуют это тысячелетиями! Вода — соответственно, иньская стихия. Рисуется она так: кисточку кладём на лист плашмя и начинаем прокручивать, оставляя оттиски волосками. Получаются водяные течения, вихри, водовороты:

5 1вода кручение (28) 5 1вода кручение (25)

Исторически сложилось, что водой обычно рисуют ветви старых вишен, пушистые цветы, скажем, пионы. Мы тоже попробовали и нам понравилось, это довольно лёгкий в исполнении элемент и очень непредсказуемый.

 5 1вода кручение (24) 5 вода 1 (2)

 5 1вода кручение (31) 5 вода кручение (10)

 5 1вода кручение (26) 5 вода кручение (18)

 

Ещё одна особенность китайской живописи — взаимосвязь изображения и каллиграфии. Это придаёт загадочную национальную декоративность, поэтому мы тоже решили украсить наши листы иероглифами. Но так как китайского не знаем, придумали свои:

DSCF3424 5 вода кручение (3)

И в заключение попробовали свои силы в самостоятельной работе тушью. Для этого решили нарисовать китайского дракона. Он, кстати, сильно отличается от тех, что проживали в огромных европейских замках. Дракон из Китая со змеиным туловищем, он умеет плавать как рыба и летать как птица, исчезать и внезапно появляться. Ещё у него есть длинные усы. Он мудрый, поэтому самый лучший комплимент для императоров Поднебесной был — Живой Дракон.

DSCF3403 DSCF3123

DSCF3125 DSCF3129

 

5 1вода кручение (23) 5 1вода кручение (29)

Живопись у-син такая же сложная, как и простая. Её смысл — не в готовом произведении, а в процессе его создания. Это медитация, при которой ты размышляешь о сущем с кисточкой в руках. При этом важны все движения художника, его дыхание, все реакции организма — и эмоциональные, и физические. У профессиональных мастеров их рисование напоминает танец. И здесь тоже работает китайское правило  — слияние различных видов искусства, и, глобальней, единство всего.