Линия

Одно из важных упражнений для взрослой группы — тренировка с линией. Простая чёрточка на бумаги рассказывает зрителю очень многое. И то, что художник показывает сам, и то, что он выражает неосознанно. Линия — наш след в этом мире. Совсем маленькие дети не стремятся нарисовать что-то конкретное, им достаточно просто любоваться хаотичными следами от карандаша. Мы же пытаемся понять, как пользоваться этим средством художественной выразительности.

  

Первое упражнение состоит в том, чтобы попытаться выразить линией свои чувства и эмоции. Дети так и рисуют, а взрослые об этом забывают. На листе бумаги нужно нарисовать несколько линий — грустную, стремительную, отрешённую, больную,
весёлую, спокойную, колючую, отважную, умиротворённой, решительную, взлетающую, палающую, растущую, вялую, угрюмую, смелую, мечтающую, зубастую, вихревую, вангоговскую, волнистую, русскую, старую, молодую, мужскую, женскую, авопортретную, воздушную, весеннюю, ароматную и какие вы ещё придумаете! Это очень увлекает, и вы увидите, как начнёте действительно выражать что-то карандашом, а не просто механически рисовать.

Следующее упражнение — рисование осознанное, по методиками древнекитайской живописи у-син. Вкратце: каждый предмет что-то выражает, у него есть какая-то структура. Китайцы делят всё на мужское и женское начало. Чтобы понять, как нарисовать что-то, нужно вникнуть и понять его суть. Мы тренировались на веточках. Ощущали, что несут в себе ветки и стебли — яньскую мужскую решительную энергию и иньскую плавную женскую. И передавали свои ощущения пастелью, тушью, карандашом, кому что ближе и понятней.

 

И в завершении нарисовали рисунок на свободную тему с учётом приобретённых знаний. Цель — сделать его живым, то есть оживить изнутри, из сердца художника, а не просто перерисовать то, что видишь. Каждый почувствовал, что такие рисунки действительно заряжены изнутри.