Про индивидуальный подход

Даже в группе можно сохранить индивидуальный подход к ученику. Вот мой рецепт того, как это сделать.

Во-первых, группа должна быть небольшая. До 10, максимум 12 человек.

Во-вторых, должно быть возрастное деление. Например, от 3 до 6 лет, от 7 до 10, от 11 до 15, от 16 до 21 и от 22 и до… Почему именно так? Расскажу конкретно по каждой группе, так как имею опыт работы со всеми категориями.

 

Первая группа – дошколята. Тут всё понятно, рисунки простые, каждый шаг как открытие новой планеты, нужно постоянно придумывать новые темы и мыслить абсолютными категориями («самая красивая принцесса» и «самый быстрый автомобиль»).

Младшие школьники уже имеют опыт внимательно слушать, учитель для них – непререкаемый авторитет.

Школьники, входящие в подростковую фазу – самая интересная, на мой взгляд, группа. Они во всем сомневаются, авторитет в их глазах надо заслужить, а победы – большие или маленькие – становятся моментами триумфа.

Выпускники и студенты: тут уже появляется стремление. Они не просто учатся, они постигают, потому что им это надо. Они определились, чем хотят заниматься, на кого учиться и кем быть. Учитель для них – трамплин.

И, наконец, взрослые. Само слово «учитель» приобретает другой оттенок. Ты для них друг и соратник. К тебе идут сознательно, потому что есть желание рисовать, потому что этого не хватило в детстве или открылось желание творить.

Совмещать эти группы в рамках одного занятия для учителя морально тяжело. Возможно, но тяжело. Лучше эту энергию потратить непосредственно на учеников, чем на «переключение режима».

 

В-третьих. Первое занятие всегда очень показательно. Уже по тому, как человек держит в руках карандаш и давит на него, видно, что он умеет. А в процессе занятия открывается способность слушать, воспринимать информацию, реализовывать услышанное, скорость передачи новых знаний в механизм отображения этих знаний на листе.

В-четвёртых. Понимание того, какую информацию дать ученику. Даже не все ученики понимают, почему одни рисуют заданные темы, а другие – нет. Надо уметь объяснить не только тему каждому человеку, но и объяснить, почему «он это рисовал, а я – нет», так, чтобы было понятно и не обидно, если кто-то не уверен в себе и сомневается в своих силах, умениях, таланте.

 

Самое главное – это вселить уверенность, что получится всё. И не важно, сколько времени уйдёт на достижение цели. Кроме того, у каждого есть свои сильные стороны, у всех они разные. Это тоже должно быть учтено.

Индивидуальный подход к ученику достигается исключительно стараниями учителя. А для этого надо «болеть» за своё дело!

Текст — Александра Синякова
Фото — Инна Безрукавникова