Про школы

В связи с переездом на новое место мы сейчас заняты тем, что обходим близлежащие школы и рекламируем нашу студию. Посетив уже больше 15 школ, можно вывести определённую статистику. Вот несколько моих наблюдений.

👉 Общеобразовательная школа нивелирует индивидуальность ребёнка. Когда спрашиваешь детей в 1-2 классе: «Кто хочет научиться рисовать?», то руки поднимают почти все. В 3-4 классе – больше половины, в 5 – уже меньше половины, а дальше по убывающей: 6 класс – процентов 30%, 7 класс – 3 руки на класс, 8 класс – максимум одна. Причём, поднимая эту руку, человек добавляет оправдывающую фразу. И только после этого можно дождаться реакции других.

👉 Образовательный процесс. Во многих школах не разрешают ходить по классам. Это объясняется тем, что «образовательный процесс» нарушать нельзя. Дети отвлекаются, их потом сложно вернуть в нужное русло. Помню, в первом классе мы прерывались на то, чтобы сделать зарядку. Помните это «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали»? А иногда разминали не только пальчики, а и вставали, крутили головой, руками, ставили руки на пояс и поворачивались в разные стороны. По сути это же тоже отвлечение от процесса. Я понимаю, что наше МинОбр, наверное, лучше знает, как выстроить образовательный процесс, но мои наблюдения говорят о том, что 3-5-минутная смена деятельности возвращает активность работы. Не зря же мы все отвлекаемся на котиков в соцсетях.

👉 Если хочешь понять, что за школа, посмотри на детей, которые в ней учатся. В некоторых у школьников пустые глаза. Они как солдаты. Рявкнули на них «Встать», они встали. Гаркнули «Сесть», они сели. Их ничего не интересует. Учителя, как прапорщики, пытаются с помощью грубости и криков заставить хотя бы соблюдать тишину. Что уж говорить о процессе обучения – он детям просто не интересен. Это как отбывать 15 суток, только не 15 суток, а 11 лет. А в некоторых школах дети живые, интересующиеся, отзывчивые, готовые помочь. Кажется, они гордятся своей школой, а дежурные выполняют свои обязанности с честью. Во всяком случае такое впечатление складывается. И, что приятно, таких школ всё-таки больше.

👉 Подача материала. Дожидаясь в коридоре директора или завуча, иногда стоишь рядом с классом и слышишь, как учительница делает это. Шумные дети за годы утомили. То, что понимает она, не понимают они, а она не может опуститься до их уровня. История, литература – казалось бы, такие интересные предметы – становятся нудятиной. Математика, физика, химия – просто тёмный лес. И, конечно, фамильярность: «Иванова, что ты думаешь по этому поводу? Тааак, Иванова ничего не думает. Петров, а ты что думаешь?».

  

Возвращаясь мыслями в нашу студию, я понимаю, насколько комфортно у нас детям. Без проблем можно пить чай и кофе. У нас можно пить чай и кофе прямо во время обучения. Потому что даже если ты прольёшь кофе на свою работу, ты гуашью всегда можешь перекрыть пятно на листе. Можно разговаривать. Можно слушать музыку. Задания всегда творческие, а попросить помощи у преподавателя не стыдно и не вызывает опасения, что тебе скажут «Да что тут непонятного? Я же сто раз объясняла!». И даже если я объясняла сто раз, я всегда сделаю акцент на том, что буду говорить об этом и в сотый, и в сто первый, и в тысячный раз повторю то, что нужно. Потому что знаю: для каждого объяснения я найду новые слова, которые для конкретного человека станут отправной точной для понимания и дальнейшего самосовершенствования.

Текст — Александра Синякова